Анома́льные де́ти - дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов - зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей, например, нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.
* * *
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - АНОМА́ЛЬНЫЕ ДЕ́ТИ, дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения (см. ОЛИГОФРЕНИЯ), задержка психического развития (см. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов - зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии (см. ДЕФЕКТОЛОГИЯ). Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.